Медицина в средневековой Западной Европе
Медицинская теория, материалы / Медицина средневековья / Медицина в средневековой Западной Европе
Страница 9

Первым в 1204 г. выступил против церкви магистр философии Парижского университета Амори Венский. Он воспринял философию Аристотеля и «ересь» ибн-Рошты и, несколько смягчив последнюю, выступил с пантеи­стической идеей, что бог разлит по всей природе, а того бога, о котором учит церковь, нет. Его последователи, среди которых было много студентов, стали говорить, что раз бога нет, то не должно быть и церкви со всеми ее догмами и атрибутами. Католическая церковь реагирова­ла на ересь Амори примерно так же, как мусульман­ская — на ересь ибн-Рошты, только более жестоко: она запретила изучение Аристотеля, сожгла 10 последовате­лей Амори, вырыла из могилы и сожгла останки самого Амори.

Вслед за Амори выступил самый замечательный уче­ный эпохи «классического» средневековья Роджер Бэкон (1214—1294). Родом англичанин, он происходил из дво­рянской семьи, которая во время борьбы короля с барона­ми стояла за короля и после временной победы баронов была изгнана из Англии. Учился Бэкон (до изгнания) в Оксфорде, затем в Парижском университете и с ранней юности увлекся Аристотелем, механикой и физикой алек­сандрийских ученых и алхимией восточных мудрецов. Впоследствии он стал преподавателем математики в Окс­форде, но по-прежнему увлекался естествознанием. В его «ненасытной жажде знания» (К. Маркс) он через 40 лет разорился на опытах и на покупке книг и по совету дру­зей постригся в монахи францисканского ордена. Папа узнает о его научных занятиях и предлагает ему изло­жить результаты его трудов письменно.

Через 15 месяцев, в 1267 г., Роджер Бэкон представляет ему трехтомный труд «Opus majus, opus minus, opus tertium» 1. Этот труд явился обширной энциклопедией естественных наук того времени, но Бэкон внес в него еретические идеи. Он до­казывает папе, что науки в христианском мире пришли почти к полной гибели, требует реформы преподавания и науки и притом на основе опыта. Он писал: «Только опыт дает настоящее и окончательное решение вопроса» и еще: «Умение производить опыты стоит выше всех зна­ний и искусств»1.

В эту же энциклопедию он внес много других новых идей. В главе о механизме он писал, что можно построить корабли с такими механизмами, которые приводили бы корабль в движение силой всего лишь одного человека, что можно построить повозки, которые смогут двигаться без запряжки и притом с невообразимой быстротой, на­конец, что можно изобрести летальные машины, «сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим».

В главе о физике он первый объяснил явления радуги преломлением солнечных лучей в каплях дождя, писал о прозрачных телах, которые могут быть отделаны так, что отдаленные предметы покажутся близкими, а мель­чайшие предметы — крупными.

В главе о химии он описал способы получения фос­фора, магния, висмута, первый в Европе составил рецепт пороха, указал на его значение для военного дела. Роджера Бэкона можно называть «замечатель­ным исключением» в науке XIII века.

Основное его значение для истории науки в том, что он первый в Западной Европе поставил вопрос о не­обходимости перехода к опытному познанию. Папа пре­дал сочинение Роджера Бэкона анафеме, а самого его заключил в темницу.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Гомеостаз
Организм можно определить как физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. Именно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в усл ...

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте
Актуальность вопроса определяется широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди детей и подростков. Они входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом пре ...

Нарушения мышления
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из ни ...