Медицина в средневековой Западной Европе
Медицинская теория, материалы / Медицина средневековья / Медицина в средневековой Западной Европе
Страница 6

В 9—10 вв. общий уровень про­свещения в Западной Европе повы­шается. Учреждаются крупные со­борные школы в Шартре, Реймсе, Йорке и других городах для подго­товки высшего духовенства, появля­ются светские школы — дворцовая школа Карла Великого, высшая шко­ла в Type (796), основанная извест­ным просветителем раннего средне­вековья Алкуином (Alcuin, около 735— 804), и другие.

На базе соборных и круп­ных светских школ возникли университеты в Париже (1215), Болонье (1158), Оксфорде (12 в.), Падуе (1222). Кемб­ридже (1209), Неаполе (1224), Саламанке (1218), Монпелье (1289), Пра­ге (1348), Кракове (1364) и других городах. Сама идея университета — высшей общеобразовательной школы — не была новой. В период эллинизма про­тотипами университетов были Афинская ака­демия и Александрийский музейон, в средние века высшие школы име­лись в Константинополе и странах мусульманского мира.

Возникают университеты, светская школа, развиваются рацио­налистические и пантеистические философские учения, подрывавшие официальную церковную догму. Будучи детищами городской культуры, все эти свет­ские школы на Западе характеризовались оппозицией против феодализма, а оппозиция эта по тем временам, выражалась, прежде всего в оппозиции против церкви и в тяготении к королевской власти.

Отсюда — общность ин­тересов всех этих школ и их стремление объединиться в корпорацию. Короли сочувствовали этому их стремлению. В 1200 .г. последовала «хартия» короля Франции об объединении философской, юридической и медицинской па­рижских школ в одну "Корпорацию, получившую, название «Stedium geherale», что означает «общая школа». Управ­ление этой школой было передано в руки самих препода­вателей и учащихся группировав-шихся в землячества. Зем­лячества назывались «universitas».

Впоследствии термин вытеснил первоначальное название «Studium generate» и школы этого типа стали называться университетами. Так возник Парижский университет (в 1200 г.). По об­разцу его стали возникать университеты в других городах Европы: в том же XII веке — в Салёрно, Монпелье и т. д., i в XIV веке — в Праге, Вене, Гейдельберге и т. д. Как уже было сказано, светские школы находились в оппозиции к церкви, иногда перераставшей в открытые конфликты.

Случались конфликты и с городскими властями. В резуль­тате этих конфликтов университеты иногда в полном со­ставе или частично снимались из данного города и пере­ходили в другой.

Так, в XIII веке часть профессоров и студентов Парижского университета, не поладив с вла­стями, переехала в Англию и положила начало старейшим и славнейшим английским университетам — Оксфордско­му и Кембриджскому.

В 1231 г., во Франции, преподаватели отдельных спе­циальностей — медицины, юриспруденции и т. д. — полу­чили право выделяться в особые коллегии, получившие название «факультетов» (от слова facultas — способность, в данном случае — способность преподавать ту или иную специальность). Позднее под словом «факультет» стали понимать отделение университета, на котором преподает­ся определенная специальность. Члены факультета выби­рали себе главу—декана (decanus — десятник). Препо­даватели имели ученые степени бакалавра, магистра и доктора наук; с 1600 г. появляется звание «профессор», заимствованное из древнего Рима, где профессорами называли публичных учителей грамматики и рито­рики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Фитотерапия и пути совершенствования производства экстракционных лекарств
Использование различных извлечений из растительного сырья известно с глубокой древности и не потеряло своего значения до настоящего времени. Препараты из растений являются основными средствами ...

Нарушение памяти у детей с частыми респираторными заболеваниями
Современный уровень развития психологии и клинической медицины позволяет не только диагностировать различные формы отклонений, оценивать степень сформированности высших психических функц ...

Основы физической и спортивной подготовки
...