Медицина в средневековой Западной Европе
Медицинская теория, материалы / Медицина средневековья / Медицина в средневековой Западной Европе
Страница 10

Через 10 лет он был освобожден, снова заключен на 14 лет и через 2 года после нового ос­вобождения умер. Старец умер, покинутый и забытый всеми « .и лишь последующим векам суждено было рас­сеять мрак забвения, окутавший память о нем, и поста­вить во главе списка великих ученых нового времени имя Роджера Бэкона».

Амори и Бэкон были далеко не единственными жерт­вами богословской реакции в науке. После Амори церковь сжигает труп профессора Падуанского университета Пиетро из Абано (1215—1294), сжигает книги Арнольда из Виллановы (1235—1312), заточает в темницы и предает пыткам ряд других вольномыслящих ученых. Эти распра­вы были одной стороной папской политики по отношению к университетам. Другая сторона папской политики за­ключалась в возрождении богословия в университетах. Здесь-то и сыграли свою роль верные оруженосцы церк­ви — францисканцы и доминиканцы. Именно они и пре­вратили прежнюю схоластику, бывшую относительно свободной от влияния церкви, в подлинно церковную схоластику, в классическую богословскую схоластику средневековья. К. Маркс писал: «С того времени, как в университетах обосновались нищенствующие монахи, схо­ластика поглотила все духовные силы ученого мира» 2. Ведущий лозунг церковной схоластики дал доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога».

Первое, с чего начали «нищенствующие», осуществляя лозунг Фомы Аквинского, это — фальсификация учения Аристотеля. Папы, решили они, действовали недостаточно тонко, запрещая Аристотеля. Это не достигало цели; гораздо целесообразнее дать Аристотеля, но при этом привести его учение в согласие с учением церкви. В результате, как писал К. Маркс, «схоласты использовали Аристотеля, до того времени считавшегося самым опасным врагом средневековой веры, как своего надежнейшего союзника».

По отношению именно к этому времени с наибольшей 1 силой звучат слова Энгельса: « .церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юрис­пруденция, естествознание, философия—все содержание этих. наук приводилось в соответствие с учением церк­ви».

Естественно, что лозунг: Фомы Аквинского распростра­нился и на медицину. Медицина преподается на основе трудов Галена, Гиппократа, ибн-Сины, Аль-Рази. Но все эти врачи — не христиане. Поэтому их учение необходимо привести в согласие с учением церкви, с постулатом Фо­мы. Францисканцы и доминиканцы спешно составляют «комментарии» ко всем этим трудам.

Вот примерное расписание лекций по медицине в уни­верситетах средневековья, начиная с середины XIII века. В утренние часы читается теоретическая медицина. Ее курс 3 года. В первый год читается «Каион» ибн-Сины с комментариями преподобного отца Якова Фривульского. Во второй год читается Гален с комментариями преподобного отца Трузиана. ,В третий год читаются «Афоризмы» Гиппократа с комментариями Галена. С часу дня читается «практическая» медицина. Ее курс тоже 3 года. В первый — читается хирургия Аль-Рази с комментариями отца Аркулана. Во второй и третий год — лихорадки и общая терапия по ибн-Сине с комментариями отца Дина. С трех часов дня читаются доцентские курсы. Раз в год или в два года производится секция животных. По традиции, установленной Галеном, секция производится обычно на живой свинье, иногда вскрывалась собака.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Как наркоманы добывают деньги на наркотики
Не верьте наркоману, который говорит, что получает деньги на наркотики честным путем. Люди, честно зарабатывающие достаточно денег для того, чтобы регулярно употреблять наркотики, просто не им ...

Методы клинической психологии
Медицинский психолог в своей работе использует 3 основных метода: беседу, наблюдение и психологический эксперимент. Обычно они взаимодополняемы, чередуются и встраиваются друг в друга в процессе кл ...

Расстройства эмоциональной сферы (клиническая и психологическая феноменология нарушений; нарушение эмоций при локальных поражениях мозга)
1) Эмоциональные состояния - стабильные характеристики эмоционального фона. Мания (гипомания) - состояние повышенной активности, деятельности, настроения. Больные в этом состоянии радостные, сча ...