Личность как центральная проблема медицинской психологии
Страница 1

Учение о личности относится к области многих наук: философии, истории, педагогики, психологии, социологии, медицины и др. В исследовании личности можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом.

Наиболее известны четыре основных подхода к проблеме личности: с позиций психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев), психологии деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев), психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др.) и психологии установки (Д.Н.Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Начало исследованиям личности как системы отношений было положено работами одного из основателей отечественной медицинской психологии сотрудника В.М. Бехтерева – А.Ф. Лазурского (1923). Затем это направление исследований было продолжено В.Н. Мясищевым.

Его отношение к проблеме личности неразрывно связано с понимаем вопроса о соотношении биологического и социального в человеке.

Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным образованием, он даем на него следующий ответ: «Считая, что личность представляет высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом человека, подчеркивая необходимость разграничения понятий «условия личности» и «саму личность», я полагаю, что в материалистическом понимании личности биологически-органическое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности».1

В теории деятельности А.Н.Леонтьева, развившего идеи

Л.С. Выготского, личность рассматривается как продукт

социально-общественного развития.

Концепция деятельности выступает в качестве основной теоретической базы при анализе нарушений различных познавательных процессов в работах патопсихологов Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь и др.).

А.А.Бодалев указывает на роль общения в формировании личности: «Какие переживания по преимуществу вызывают общающиеся с человеком люди, характеризуя его облик и дела, откликаясь так или иначе на его отношения к ним; какие чувства появляются у него, когда он оценивает их дела, их поступки – все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных «ответов» на воздействие определенных сторон действительности».2

Разработка проблемы общения и закономерностей восприятия людьми друг друга важна для различных областей медицины: создания теоретико-методологических основ отечественной психиатрии и в особенности групповой психотерапии, эффективных методов «социально-психологического тренинга», направленных на развитие коммуникативных и социально-перцептивных способностей индивида, необходимых для организации полноценного и продуктивного взаимодействия между людьми при решении лечебных, психогигиенических, психопрофилактических задач, поискам путей оптимизации взаимоотношений между врачом и другим медицинским персоналом, с одной стороны, и пациентами – с другой, разработки методов подготовки психотерапевтов.

В центре концепции Д.Н.Узнадзе (теория установки) находится внутренее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности.

Страницы: 1 2

Смотрите также

История вопроса с хронологической таблицей
Фармакологические снотворные средства: история и сравнение. Историки считают, что самым первым снотворным препаратом было «лекарство от всех болезней» — алкоголь, дату открытия которого нельзя устан ...

К проблеме отграничения новых нейролептиков от классических
Новые, или атипичные, нейролептики за последние годы стали неотъемлемой частью лечения больных шизофренией. Причины популярности этих соединений у психиатров хорошо известны и сводятся, во-перв ...

Общая характеристика звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
1.1. Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью — активный процесс по ...