Нейросенсорная тугоухость (описание заболевания – причины возникновения, профилактика, лечение, показания и противопоказания к выполнению физических упражнений)
Медицинская теория, материалы / Нейросенсорная тугоухость (описание заболевания – причины возникновения, профилактика, лечение, показания и противопоказания к выполнению физических упражнений)
Страница 1

За последние 20 лет частота поражений слуха возросла в два раза и составляет 6%; в структуре тугоухости нейросенсорное поражение слуха достигает 75-95%

Слух — это величайшее благо, данное человеку, один из наиболее замечательных даров природы. Количество информации, которое дает человеку орган слуха, несравнимо ни с какими другими органами чувств. Шум дождя и листвы, голоса близких, прекрасная музыка — это далеко не все, что мы воспринимаем с помощью слуха.

Процесс восприятия звука достаточно сложен и обеспечивается слаженной работой многих органов и систем. Звуковые волны, пройдя через наружное ухо, вызывают колебания барабанной перепонки. Последняя, в свою очередь, приводит в движение цепочку слуховых косточек среднего уха (молоточек, наковальня и стремечко). Подножная пластинка стремечка соединена с окном преддверия внутреннего уха, которое представляет собой полость в форме улитки, заполненную жидкостью. Колебания подножной пластинки передаются жидкости. Механические колебания жидкости преобразуются в нервные импульсы чувствительными элементами внутреннего уха, так называемыми волосковыми клетками. Они вырабатывают потенциалы действия, которые передаются в мозг по слуховому нерву. Мозг принимает нервные импульсы и формирует звуковой образ.

Причины возникновения, лечение и профилактику заболеваний уха, носа и горла (глотки, гортани, трахеи) и пограничных с ними областей изучает медицинская клиническая дисциплина оториноларингология (от латинских оtо — «ухо», rhinos — «нос», laryngos — «гортань»). Объединение в одну дисциплину отологии, ринологии и ларингологии обусловлено анатомической близостью и функциональной связью изучаемых органов, взаимозависимостью заболеваний и некоторой общностью методов исследования. Из общей оториноларингологии выделились в качестве самостоятельных специальностей: сурдология (от латинского surdos — «глухота»), изучающая причины, профилактику, лечение, коррекцию и компенсацию глухоты и тугоухости; фониатрия (от греческого phone — «звук», «голос») — физиология и патология голосообразования. Чувствительные волосковые клетки могут быть необратимо повреждены в результате болезни или травмы. Поврежденные волосковые клетки не способны преобразовывать механические колебания жидкости в нервные импульсы. При гибели всех волосковых клеток наступает полная глухота.

По классификации Л. В. Неймана (1961) глухоту определяют как среднюю потерю тонального слуха в области «речевых» частот (500-2000 Гц) более 90 дБ. В зависимости от частотного диапазона выделяют 4 группы глухоты: первая — сохранено восприятие частот 125-250 Гц; вторая — 125-500 Гц; третья — 125-1000 Гц; четвертая — 125-2000 Гц. В патогенезе приобретенной глухоты ведущее место занимает сенсоневральная тугоухость, возникающая вследствие дегенеративно-атрофических процессов в нейроэпителии. В некоторых случаях причиной снижения слуха является патология среднего уха — кондуктивная тугоухость. Значительно реже возникает центральная глухота как следствие дегенерации нейронов слухового анализатора в ЦНС. В ряде случаев развивается психогенная тугоухость в результате разлитого торможения слуховой зоны коры головного мозга.

Существует две разновидности пациентов с патологией слуха: социально адаптированные люди, у них уровень потери слуха не влияет на качество жизни, и социально дезадаптированные, для коррекции слуха им необходимо прибегать к специальным методам и устройствам.

Различают глухоту врожденную и приобретенную. Разница между ними в том, что при врожденной форме нарушается формирование органов слуха у зародыша, а приобретенная — следствие повреждения нормально сформированных органов слуха.

Для взрослого человека глухота — это ограничение трудоспособности от потери работы до полной инвалидности, трудности в общении с людьми. Гораздо серьезнее последствия снижения слуха у маленьких детей. Они учатся говорить, подражая слышанному от взрослых, поэтому хороший слух — обязательное условие нормального психоречевого развития малыша. Слабослышащий ребенок часто отстает от сверстников в умственном развитии, ему трудно учиться в школе, у него неминуемо возникают сложности в общении, выборе профессии. Глубокая глухота без лечения в раннем детстве приводит к немоте и инвалидности. Именно поэтому проблемы детской глухоты и тугоухости особенно остры.

С тугоухим или глухим ребенком с рождения занимаются сурдопедагоги. Ожидать от глухого ребенка досконального овладения речью трудно, хотя определенные навыки все же можно развить. В большинстве случаев глухота и тугоухость обусловлены наследственными факторами. В разных странах, независимо от уровня благосостояния, сенсоневральной тугоухостью страдают до 0,4% детей в возрасте до 14 лет, около 50% из них унаследовали нарушения слуха от родителей. Причины врожденной наследственной глухоты — поломки в генах, ответственных за развитие органов слуха у зародыша. Чаще всего эти поломки имеются в организме родителей, ребенок только наследует их от матери или отца. Наследственная глухота может передаваться из поколения в поколение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Медицина эпохи Возрождения
На каждого, кто изучает историю мировой медицины, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания бы ...

Ведение больных, восстановление функции конечности
Одним из важнейших условий получения хороших ре­зультатов при лечении свежих и застарелых поврежде­ний голеностопного сустава, кроме тщательно проведен­ной репозиции, является хорошо осуществленная ...

Восстановительные средства после напряженной умственной и производственной деятельности
...