Неврозы
Страница 5

Под внутренней картиной болезни Р.А.Лурия понимал весь комплекс переживаний и ощущений больного, эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение. Представление о внутренней картине болезни не соответствует обычному субъективных жалоб больного, а структура ее в сенситивной и в интеллектуальной части находится в большой зависимости от личности больного, общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

Для того, чтобы активизировать больного, включить его в систему лечения, врачу необходимо иметь представление от клинико-психологических и социально-психологических особенностях его “внутренней картины болезни”. Выделяют следующие компоненты отношения к болезни: познавательный (представление о неврозе), эмоциональный (переживание тяжести заболевания), мотивационно-поведенческий (личностная переработка изменений, вызванных болезнью, способы противодействия ей, роль при этом самого больного). В начале лечения представления врача и больного о причинах невроза значительно расходятся. Длительное рассогласование этих представлений приводит к нарушению отношений между терапевтом и пациентом, что снижает действенность психотерапии.

Представление больных о причинах неврозов может быть различным. Большинство пациентов на начальном этапе лечения считает невроз последствием перенесенных, или, возможно, существующих заболеваний внутренних органов или органических расстройств нервной системы. Для этих больных необходимо интенсивное психотерапевтическая разъяснительная работа.

У других пациентов преобладает представление о неблагоприятных влияниях социально-средовых факторов (семейные, бытовые и производственные проблемы). Они видят источник заболевания вне себя и возлагают ответственность за создающиеся жизненные трудности на окружающих. Лишь немногие больные выдвигают на первый план личностные факторы в развитии невроза.

В процессе психотерапии представления больных о причинах невроза заметно изменяются. Частота оценки возможного органического фактора и неспецифических влияний (переутомление, перенапряжение, повышенная чувствительность нервной системы) снижается. Ведущее место в оценке больными занимают эмоциональные трудности, вытекающие из черт их характера, препятствовавших преодолению неблагоприятной жизненной ситуации. Эта динамика отражает специфику патогенетической психотерапии.

В.А.Ташлыков выделяет три варианта реагирования больных неврозами на свое заболевание с учетом их доминирующих эмоциональных и социальных потребностей, а также некоторых преморбидных свойств их личности.

В основном варианте отношения к болезни пациенты переоценивали тяжесть своего состояния и полностью принимали роль больного. У них отмечалось преимущественно затяжное течение невроза. Важные жизненные цели, социальные интересы отодвигались на второй план, а неудовлетворенные потребности в признании, эмоциональном контакте и опеке частично удовлетворялись благодаря признанию себя беспомощным человеком. В преморбидном периоде больные этой категории, независимо от формы невроза, характеризовались чертами сенситивности, мнительности, эгоцентричности, тенденцией к фиксации на стрессовых ситуациях.

Хорошие результаты лечения в этих случаях достигались лишь при применении активирующих методов психотерапии, способствующих преодолению пассивной установки больных. Наиболее существенной ошибкой врача была директивная, доминирующая форма его отношения с больным, имеющим установку на подчинение. Даже при выраженном симптоматическом улучшении у больных в этих случаях сохраняются пассивные формы поведения в стрессовых ситуациях, что в последующем может явиться причиной рецидивов невротического состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции
Проблема дизонтогенеза и аномалий развития. Эта проблема относится к разнообразным формам аномального, патологического развития детей, подростков и юношей, связанными с различными факторами как ...

Медицина в России в XVIII – первой половине XIX века
В средние века причины эпидемий действительно не были известны. Их часто связывали с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Генрих Гезер, “во все времена совпадали ...

Обучающий эксперимент в патопсихологии, его значение для дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития
Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с по ...