Начало эры пенициллина
Медицинская теория, материалы / Начало эры пенициллина
Страница 2

В Лондоне в соборе св. Павла, где спят вечным сном лишь самые прославленные англичане, рядом с монументальными могилами Нельсона и Веллингтона находится скромная плита, на которой начертаны инициалы - "А.Ф.". Здесь покоится прах Александра Флеминга. Рядом на стене прикреплена плита из греческого мрамора и на ней - чертополох, эмблема Шотландии - родины Флеминга, и лилия, эмблема Сент-Мэри - медицинского центра, где Флеминг проработал всю жизнь.

Флеминг (рис.1) - фамилия, довольно распространенная в Шотландии. Ее, без сомнения, носили фламандские ткачи и фермеры, которые, спасаясь от религиозных преследований, переселились за море. Хью Флеминг был владельцем большой фермы, где и родились его девять детей. Александр появился на свет 6 августа 1881 г., став восьмым ребенком в этой дружной семье. В пять лет Алек пошел в школу. Путь длиною в одну милю вел по бездорожью вересковых пустошей. Флеминг вспоминал, что в сильные морозы мать давала каждому ребенку по две горячие картофелины, чтобы дети по дороге согревали себе руки, а, придя в школу, могли поесть. Занятия со всеми детьми, независимо от возраста, вела одна преподавательница. Трудно сказать, чему она могла научить будущего лауреата Нобелевской премии, но, тем не менее, Флеминг, как истый джентльмен, с уважением относящийся ко всем и каждому, всю жизнь утверждал, что ему крупно повезло, поскольку самую важную роль в его образовании сыграла маленькая шотландская школа на торфяниках, да еще ежедневные прогулки туда и обратно. Городские мальчики учатся по книжкам; книгой маленького Флеминга была живая природа.

В 13 лет Александр перебирается в Лондон, в 20 поступает в медицинское училище при больнице Сент-Мэри, а годом спустя - в университет. Флеминг был прирожденным естествоиспытателем - целеустремленным, работоспособным, наблюдательным. Он был необщителен из-за присущей ему шотландской сдержанности, однако с юмором дело у него обстояло неплохо. Он презирал озлобленных и вечно жалующихся людей. "Алек всегда был в веселом настроении и работал очень искусно, - пишет один из его товарищей. - В нем никогда не чувствовалось ни горечи, ни усталости. К своим исследованиям он, казалось, относился с юмором и в то же время серьезно".

Как истый шотландец, он успел послужить в знаменитом Лондонском шотландском полку (том самом, который в медвежьих шапках несет стражу у Букингемского дворца), а в 1908 г. выдержал выпускные экзамены, не прекращая работы в бактериологической лаборатории больницы Сент-Мэри. Флеминг занял первое место и получил золотую медаль Лондонского университета. Одновременно он без всякой подготовки принял участие в конкурсе на звание члена Королевского хирургического колледжа и добился этого звания. Наконец, он написал работу "Острые микробные инфекции" на факультетский конкурс Сент-Мэри и тоже получил золотую медаль.

На соплях.

Рис.2

Но настоящая слава пришла к Флемингу (рис.2) лишь к концу Второй мировой войны, когда звания и почести посыпались на него как из рога изобилия. Он стал Нобелевским лауреатом, пэром Англии, почетным профессором самых престижных университетов мира. И тем не менее, ученый любил повторять: "Моя жизнь - в лаборатории". В лаборатории Флеминг занялся поиском вещества, способного убивать патогенные микробы. Он был убежден, что наиболее простой и эффективный способ борьбы с инфекциями - биологический. Ученый решил "столкнуть лбами" антагонистов - патогенного микроба и его противника-грибка в больном человеческом организме. В этой борьбе человек выступал как tertius gaudens ("двое дерутся, а третий радуется"). Первым открытием на этом пути стал лизоцим.

Лизоцим - антисептик, присущий самому организму. Например, слезы, которые содержат лизоцим, являются прекрасным антибактериальным средством, естественным образом защищая наши глаза от микробных опасностей. Кстати, именно опыты со слезами помогли Флемингу открыть лизоцим. Один из его коллег позже вспоминал с весьма смешанным чувством об опытах, в которых он непосредственно участвовал: "Мы срезали с лимона цедру, выжимали ее себе в глаза, глядя в зеркальце микроскопа, после этого пастеровской пипеткой с закругленным над пламенем горелки концом набирали слезную жидкость и переливали ее в пробирку". Именно таким мучительным способом было определено, что в слезах содержится вещество, способное растворять с удивительной быстротой некоторые микробы.

Рис.3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Анатомо-функциональные данные голеностопного сустава при свежих повреждениях
Повреждения голеностопного сустава возникают от непрямого и прямого действия на него травмирующей силы. Непрямая травмирующая сила действует на голеностоп­ный сустав чаще в направлении абдукции и ...

Межполушарная ассиметрия и межполушарное взаимодействие как проблема нейропсихологии
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Первые данные о латерализации функций относятся еще к школе Гиппократа, когда ...

Взаимодействие социально-средовых и биологических (конституционно-генетических) факторов в формировании и нарушениях психики. Психологические предикторы риска психических заболеваний и генетического
Исследования Полякова Ю.Ф. (Критской В.П., Мелешко) Анализ связи особенностей познавательной деятельности у больных шизофренией, определяемых нарушением избирательности на основе прошлого опыта, ...