Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы
Медицинская теория, материалы / Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы
Страница 3

Вместе сообразованием нервных связей происходит миелинезация нервных волокон. Дальнейшее развитие спинного мозга связано с развитием периферических структур - кожи, мышц и т. д.

Основной принцип работы нервной системы - рефлекторный.

Рефлекс - это ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних стимулов при участии нервной системы. Осуществляется рефлекс благодаря совокупности образований - рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга включает 5 звеньев: рецептор, чувствительный нерв (афферентный путь), центральную часть (нейроны ЦНС), двигательный нерв (эфферентный путь), исполнительный орган (эффектор).

Рецепторы воспринимают различные стимулы (световые, звуковые, термические, механические, химические) и преобразуют их энергию в нервные импульсы. Афферентные нервные волокна передают эти импульсы телам чувствительных нейронов, которые расположены в спинномозговых ганглиях - с рецепторов кожи, скелетных мышц и внутренних органов, а также чувствительным нейронам ганглиев черепно-мозговых нервов, расположенным в разных отделах головы.

Центральная часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В центрах спинного и головного мозга сенсорная информация анализируется, оценивается и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу.

Становление рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода стимулируются рецепторы мышц, сухожилий и суставов, что способствует созреванию проводящих систем.

Формирование рефлекторной функции находится в полном соответствии с морфологическим развитием нервной системы. Доказано, что сначала происходит созревание нейронов рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.

Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения свойственны 2 - 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 - 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 - 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения.

В 9 - 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.

Рефлекс Бабинского хорошо выражен с момента рождения и до полугода, затем он исчезает. Подошвенный рефлекс формируется после рождения и к 3 годам остается единственной реакцией на раздражение подошвы. Сухожильные рефлексы хорошо развиты у детей первого года жизни.

Дети лучше, чем взрослые, различают, какой именно участок кожи раздражается. Что связано с ростом кожной поверхности без соответствующего увеличения числа нервных волокон.

Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего нерва, формируются рано. С их развитием связано становление некоторых регуляторных механизмов - дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни ребенка количество клеток в ядрах блуждающего нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же как и у взрослого.

У плода и новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы - чихание, кашель, а также рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.

К моменту рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Нейропсихология. Определение. Основные проблемы
Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом, центральная теоретическая проблема - проблема мозгов ...

Нарушение личностного компонента мышления
В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести · Разноплановость мышления · Нарушение кри ...

Промедол
Промедол является синтетическим производным фенилпиперидина и по химическому строению может рассматриваться как аналог фенил-N-метилпиперидиновой части мо ...