Как и любая новая технология, Интернет не только расширяет возможности человека, но и несет в себе новые опасности. В одном из своих интервью Курт Воннегут заявил: "Электронные общины - это пустота, они ничего не создают, в конечном счете люди остаются ни с чем".

Энди Гроув по просьбе редактора Интернет-версии Независимой Газеты так прокомментировал высказывание знаменитого американского писателя: "Я думаю, что возможности, которые несет Интернет в образовании, в сфере различных сервисных и социальных приложений, значительно превосходят все те потенциальные опасности, которые, возможно, в нем есть. Весь вопрос в том, какую социальную роль будет играть Интернет в обществе, но это уже зависит не столько от Интернета, сколько от самого общества. К тому же по самой своей сути Интернет чрезвычайно сложно поддается регулированию - в этом-то и состоит его уникальная роль, которая и определяет основные особенности этой технологии, особенности ее функционирования".

По мнению редактора, существует и еще одна причина неустранимой экспансии Сети. Причина эта - нейробиологическая.

"Положение о том, что нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации, подтверждают эксперименты, свидетельствующие о драматических последствиях "информационного голода", особенно для развивающегося мозга, - подчеркивает в своей монографии "Созидающий мозг" (1993) академик Павел Симонов. - Обогащение среды (содержание крыс в группе, наличие предметов для их обследования и т.п.) влияет на вес мозга, толщину коркового вещества и химизм <…>. В опытах Хантли и Ньютона (Huntley, Newton, 1972) первые 105 дней жизни крысята проводили в условиях: 1) изоляции и ограничения движений; 2) изоляции без ограничения движений; 3) усложненной среды обитания. Статистически достоверные различия в весе мозга обнаружены у крысят 1-й и 3-й групп. В 1-й группе обнаружен максимальный вес подкорковых структур и минимальный коры. В 3-й группе обнаружены обратные отношения. Следовательно, решающее значение имела сложность среды, а не физическая нагрузка".

Эти данные прекрасно согласуются с результатами исследований Интернета: больше всего времени за клавиатурой проводят люди младше 40 лет (около 10 часов в неделю против 7 часов, проводимых за этим занятием средним пользователем Интернет) (InternetTrak, ноябрь 1998 г.). А по данным того же Тапскотта, средний возраст пользователя Сети в США - 21 год, а зачастую и ниже.

Как показал академик Симонов, эмоции возникают, когда существует недостаток информации о путях удовлетворения потребностей (потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности). Основываясь на этом подходе, можно утверждать, что человек в Интернете - это человек эмоциональный. Ведь Сеть парадоксальным образом совмещает в себе сразу две функции: мощный генератор потребностей и не менее мощный информационный автоматический удовлетворитель (информационный АУ) этих потребностей. Кэти Саймон, технический директор компании "Леопард Коммюникейшнз" (шт. Колорадо), сформулировала проблему так: "Инфраструктура создана, и чем больше информации у людей под рукой, тем больше им хочется".

В свою очередь, все более очевидным становится то влияние, которое оказывает на психику человека процесс его взаимодействия с глобальными информационными сетями:

· фрагментарность и раздробленность информации ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;

· использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW серверами, требует умения ориентироваться в сложной и, зачастую, запутанной системе ссылок;

· все более широкое использование Java-апплетов в процессе интерактивной работы в Интернет, навигация между которыми отличается от навигации между WWW страницами, требует выработки специальных алгоритмов мышления, позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными логическими цепочками;

· при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию “информационного шума”, в результате того, что форма представления информации на большинстве Web-страниц такова, что полезная и бесполезная информация (“шум”) перемешаны.

Можно сказать, что во многом это следствие того, что Интернет-технологии позволяют на ограниченном пространстве разместить большое число объектов, имеющих самую различную природу и логику функционирования, а также различную тематику и цели. И что, с одной стороны, это является несомненным достижением, с другой же, резко увеличивает требования, предъявляемые к пользователям, и нагрузку на них, вплоть до критической.

Понятие Интернет-зависимости (Internet Addiction Disorder) было впервые введено в начале 1990-х для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Собственно зависимость - это стремление постоянно переживать некое состояние, за которое клиент готов платить как деньгами, так и негативными последствиями. В последние годы, отмечает специалист Центра когнитивной терапии (Center for Cognitive Therapy) Артур Хорват (Arthur T. Horvath), наряду с зависимостью от алкоголя, сигарет, еды и наркотиков исследователи наблюдают примеры зависимости от видов деятельности - азартных игр, импульсивной сексуальной активности, клептомании (краж из магазинов), потребности тратить деньги и др [9]

В августе 1997 список видов "нематериальной" зависимости пополнился: патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use, сокращенно PIU) стало обозначением официально признанного психического расстройства. Однако многие психотерапевты говорят, что Интернет-зависимость не есть самостоятельное заболевание. Как правило, этот диагноз свидетельствует о других, серьезных проблемах клиента - депрессия, коммуникационные проблемы и др. [10]. Все они, на их взгляд, так или иначе являются признаками неспособности справиться со стрессом и формами той или иной дезадаптации в реальной жизни. Генетически заложенный, но нерастраченный запас страстей, человек стремится разделить с анонимным и виртуальным другим.

Исследование, проведенное позднее психологом Кимберли Янг (Kimberly Young), показало, что распространенность Интернет-зависимости сходна с распространенностью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета, причем специалисты по компьютерным сетям подвержены ему в гораздо меньшей степени, чем гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования (!). То есть и в этой области чем ближе человек к позиции аналитика, критика и творца, тем менее опасна для него виртуальная зависимость. [11]

Но как и любая технология, Интернете также может быть использован как противоядие психопатологиям и инструмент психотерапии. Сегодня существует уже такое понятие как "Терапия в киберпространстве", "online психологи" и даже целые сетевые психотерапевтические сервисы в сети типа "Perspectives: A Mental Health Magazine"[12], электронные издания типа Self-Help & Psychology Magazine,[13] новостные сайты типа PsychNews International,[14] а также множество центров, использующих технологии как средство защиты от них самих, и помогающих при "виртуальной зависимости" - в частности, при Интернет-зависимости.[15]

Возможность вести диалог по Интернету с удаленным собеседником в режиме реального времени даже в текстовом Интернете уже позволяет осуществлять групповую или индивидуальную психотерапию. Для человека, стремящегося найти психологическую поддержку и помощь в киберпространстве, открыты богатые возможности обмена опытом со своими собратьями. Например, если клиент пережил стресс необыкновенной силы при каких-либо уникальных обстоятельствах, то у терапевта может не оказаться подобного опыта, более того, с таким случаем в своей практике он, возможно, никогда не встречался. Если тот же клиент посылает сообщение в соответствующие тематические телеконференции или чаты, то наверняка найдется пара человек среди тысяч пользователей этой группы, переживших в своей жизни нечто подобное. Но может найтись и пара шутников, которые усилят стресс - вопрос об ответственности анонимного общения здесь стоит особенно остро.

Особого рассмотрения требует психологическая безопасность детей и молодежи в Интернет. Помимо огромного, безусловно, положительного эффекта от взаимодействия этой группы пользователей с Интернет, можно выделить и ряд тревожных тенденций.

1. Чрезмерное увлечение “виртуальной реальностью” ведет к уменьшению опыта реального взаимодействия. И, несмотря на то, что некоторые авторы указывают на поддерживающее и психотерапевтическое воздействие виртуальной коммуникации на пользователя, при высокой интенсивности, продолжительности и частоте виртуальных контактов может произойти подмена реального живого общения его виртуальным суррогатом, лишенным многих необходимых компонентов, что приводит к негативному эффекту, который уже успели окрестить как виртуальная наркомания или Интернет зависимость;

2. Через Интернет молодые люди способны получить практически бесконтрольный доступ к огромному числу материалов, носящих антиобщественный, антигуманный и просто порнографический характер;

3. В процессе общения через компьютерные сети дети могут стать, и зачастую, становятся, жертвами лиц, использующих эту среду в своих личных, корыстных или преступных целях, а также лиц, обладающих психопатическими или извращенными сексуальными наклонностями.

      Смотрите также

      Совершенствование лекарств и новые фармацевтические технологии
      Перспективы развития фармацевтической технологии тесно связа­ны с влиянием научно-технического прогресса. На базе новейших научных открытий создаются принципиально новые, более совер­шенные ...

      Кл. инфузория
      4). Б А Л А Н Т И Д И А З. Ее называют балантидная дизентерия. Balantidium coli - открыта Шведским ученым Мальмстено ...

      Психологическая характеристика изменений мотивационной сферы
      Нарушение опосредованности и иерархии мотивов. Развитие деятельности, а следовательно, и развитие личности можно проанализировать, исходя из анализа изменения мотивов. Однако изменение мотиво ...