Особенности общения в компьютерных сетях

Для людей, плохо знакомых с компьютерными технологиями, подключение к сети Fidonet представляет собой определённые проблемы. Поэтому состав пользователей сетей Internet и Fidonet различается – в последней доля квалифицированных пользователей выше.

Существует одно принципиальное технологическое различие этих двух сетей – Fidonet не может работать в режиме online (постоянное подключение), что ограничивает выбор используемых сервисов сети. Так, там невозможна передача видео- и аудиоинформации в реальном времени и другие виды обмена информации, требующие постоянного подключения участников обмена, например, такое средство для убиения свободного времени, как чаты.

В части обмена сообщениями обе сети предоставляют схожие возможности, с той лишь разницей, что задержки в сети Fidonet заметно больше.

Находясь в сети, вы можете поговорить с человеком, живущим хоть на Крайнем севере, лишь бы он мог сам выйти в сеть. Письма же в Internet ходят с несравненной быстротой, самое большое за минуту, даже если линии перегружены. Расстояния не имеют значения, время сжимается до секунд. Раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, теперь — только языковой барьер. Но возможности почты в Internet намного шире, чем пересылка простых текстов. Вы можете пересылать факсы, письма могут содержать одновременно текст, рисунки и даже звуки, например, вашу собственную речь, обращенную к адресату и многое другое.

Развитие техники непрерывно "сжимало" мир, уменьшая время, затрачиваемое на перемещение и связь, позволяя конкурировать за финансы, товары и услуги людям, работающим в разных фирмах и даже живущим в разных городах и странах. При этом личная свобода граждан одновременно как расширялась (за счет использования все более совершенных технических средств), так и ограничивалась (за счет увеличения свободы других людей, ибо личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого)

Кроме телеконференций и групп переписки, работающих асинхронно с разными пользователями, имеются клубы, так называемые чаты (chat), ведущие обсуждения в реальном времени: люди, находящие в разных точках Земли, говорят друг с другом, как если бы они сидели в одной комнате. По большому счету ситуация отличается от живого общения лишь тем, что собеседники не могут выпить на брудершафт.

В Internet вы можете найти себе множество друзей (впрочем, как и врагов), с которыми вас объединяют общие интересы, вы найдете понимание и поддержку, если вдруг не получаете ее в реальном мире. А вдруг, вы вообще не можете говорить, но владеете руками, тогда, научившись ими “говорить” на языке клавиатуры компьютера, что несравненно легче, можете стать полноправным жителем виртуального мира Internet.

Для инвалидов компьютер часто остаётся единственным средством общения с другими людьми.

Сегодня сотни тысяч людей видят в своих виртуальных сообществах вполне реальную нить, связующую их с жизнью, – люди, чья болезнь или инвалидность не дают им нормально общаться с другими; люди, которые хотят заботиться о других или страдают от любой из сотен болезней; люди, которые живут в отдаленных изолированных районах.

Свои преимущества имеет и дистанционное обучение.

Исследования американских ученых по компьютерному обучению, проведенные несколько десятилетий тому назад, показали, что, в среднем, эффективность обучения возрастает на 30 %. Т.е., существенного изменения в процесс обучения появление обучающих программ не внесло. Но при этом отмечается возрастание мотивации, качества запоминания информации. В настоящее время серьезных исследований по влиянию компьютерных обучающих программ на учебный процесс не проводилось, однако отмечается, что основная масса существующих программ оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что при их разработке не всегда привлекают преподавателей-методистов, делая упор на качество графики, специальные эффекты и качество программирования. Развитие вычислительной техники, появление мультимедиа и инструментальных пакетов позволяет в настоящее время создавать обучающие компьютерные программы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, повышая тем самым уровень освоения материала и мотивацию.

Дети, которые не могут усидеть спокойно и десяти минут при объяснении нового материала в школе, буквально часами остаются приклеенными к компьютеру, играя в компьютерные игры. В мире взрослых то же самое. Люди, начавшие пользоваться компьютерами, чтобы ускорить выполнение рутинной повседневной работы, настолько очарованы возможностями машины, что проводят за ней все больше времени. В основе удовольствия, получаемого от пользования компьютерами, лежит, по-видимому, его отзывчивость. Компьютеры отвечают вам мгновенно и недвусмысленно, и это доставляет удовольствие, которое часто отсутствует в общении с людьми. Можно согласиться с Р.Ла Роузом, профессором по средствам связи из Мичиганского университета, который говорит, что "компьютер это маленькая коробка для дрессировки животных, выдающая поощрения с регулярными интервалами". Дайте правильные команды графической компьютерной программе, и вы получите на экране красивый график. Этот постоянный цикл положительного поощрения хорошо известен психологам как эффективный способ регулирования поведения, указывает Ла Роуз. И как только, говорит он, человек начинает ожидать удовлетворения от компьютера, у него, согласно учению Павлова, может выработаться рефлекс ожидания. Если в целом пользование компьютером доставляет человеку удовлетворение, то и все, что связано с работой на компьютере, будет доставлять ему маленькие радости. оптимальное соответствие человека и компьютера порождает чувство эйфории, которое психологи называют "потоком". Дети и подростки хорошо чувствуют этот "поток". Эксперты обратили внимание на детей, которых трудно чем-то увлечь и которые плохо учатся. Но стоит их познакомить с компьютером, и они на глазах преображаются и начинают заниматься с таким усердием, что и их учителя, и они сами бывают поражены. Некоторые школьники, которых считали неспособными к учению, опережали своих "нормальных" одноклассников в умении составлять программы. Нередко дети, почувствовавшие уверенность в себе благодаря своим успехам в освоении компьютера, затем улучшают и общую успеваемость.

В отличие от ставших уже традиционными средств массовой коммуникации: газет, радио, телевидения, специфика взаимодействия в Интернет-среде имеет свои ярко выраженные особенности, например:

1. возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях Света;

2. невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации; и как следствие: обеднение эмоционального компонента общения и другие.

Все это приводит к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета. В качестве иллюстрации можно привести пример того, как в процессе удаленного общения в реальном времени при помощи системы Internet Relay Chat участники используют различные способы преодоления дефицита перцептивного компонента общения, и недостатка эмоциональной информации, которыми неизбежно сопровождается данный вид взаимодействия

Почти каждый из участников дополняет свое высказывание определенными символами. Если слегка наклонить голову влево, то можно заметить, что эти символы представляют собой стилизованное изображение человеческого лица. Они призваны передать эмоциональное состояние участников общения. При помощи этих знаков можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость, а также выразить другие эмоции. Иногда пользователи не ограничиваются подобной стилизацией и посылают рисунки, напоминающие примитивную живопись

Представляется достаточно интересным тот факт, что подобные особенности письменной речи более ста лет назад наблюдал итальянский психиатр Чезаре Ломброзо.Он убедительно доказал, что подобная форма письма обуславливается “потребностью дополнить значение слова или рисунка, в отдельности недостаточно сильных для выражения данной идеи с желаемой ясностью и полнотой”.

Более того, существуют и другие, не менее удивительные факты, сближающие IRC-письменность с примитивной письменностью древних цивилизаций. Достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов – своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений: IMHO – In my humble opinion (По моему скромному мнению), pls – please (пожалуйста) и других.

Если обратить внимание на саму речь, а не на форму ее записи, то можно отметить следующие особенности: краткость, разорванность высказываний, по большей части, отсутствие четких, структурированных, законченных диалогов или смысловых единиц.

Вместе с тем, он показал, что подобная форма письма была характерна для большинства древних культур. Например, в древнеегипетской письменности роль подобных символов была столь велика, что им дали специальное название – определительные. Иными словами, письменность современных пользователей компьютерных сетей, в силу вышеизложенных причин, приобрела атавистические особенности, некогда характерные для всей письменной культуры. Часть учёных считает, что данное явление не случайно, и помимо внешних причин, обусловлено глубокими психологическими причинами бессознательного, или даже, архетипического характера.

Изучение психологических закономерностей поведения человека в нелинейной информационной среде позволило выявить и другие интересные особенности.

Одной из них является так называемый “эффект азарта”, то есть возникновение вовлеченности в сам процесс поиска информации в ущерб ее изучению и анализу и переработке.

С этим эффектом тесно связан другой наблюдаемый эффект, состоящий в том, что в процессе поиска информации, первоначальная цель поиска заменяется другими целями, более или менее тесно связанными с первоначальной. При этом важно отметить, что этот процесс начинается до того, как первоначальная цель была достигнута. Таким образом, возникает впечатление, что в процессе поиска психологическая направленность и интерес как бы дрейфуют от одной цели к другой, благодаря чему, данный эффект получил название “эффекта дрейфа целей”.

      Смотрите также

      Собственные исследования и обсуждение результатов
      Исследования проводились на базе КОМЛДО (Карагандинского областного многопрофильного лечебно-диагностического отделения), в детском консультативном отделении. Проведен анализ медицинских зак ...

      Заключение
      Проведенное обследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношения имеют различную степе ...

      Нарушение смыслообразования
      Патология мотивационной сферы может проявляться не только в изменении опосредованности и иерархии мотивов, но и в нарушениях взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функций. Как известно ...