Обучающий эксперимент в патопсихологии, его значение для дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития
Медицинская теория, материалы / Клиническая психология как специальность – предмет, задачи, сферы приложения / Обучающий эксперимент в патопсихологии, его значение для дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, „актуального“ уровня и конечного, соответствующего „зоне ближайшего развития“. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии для дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития (позволяет определить зону ближайшего развития, тем самым вскрыть структуру дефекта: у детей с ЗПР зона ближайшего развития – больше, шире, чем у детей с олигофренией). Обучающий эксперимент стал применяться в отечественной психологии в конце 30–х гг.

Примеры обучающего эксперимента – методики «Классификация фигур», «клипец».

О.Э. – не может рассматриваться как отдельная методика, это особый принцип построения эксперимента, который может быть применен при видоизменении любой из методик. Этот принцип предложен Выготским. На основе этого принципа экспериментальная методика перестраивается след. образом: избираются заведомо трудные для испытуемого задания, а затем экспериментатор помогает ребенку сделать эту задачу, обучает его решению. Помощь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкцией кратких «уроков». В отличие от обычных методик, в которых показателями являются типы ошибок и способы решений заданий, - при ОЭ, показателями характеризующими обучаемость ребенка являются количество и качество помощи, необходимой ему для правильного выполнения заданий.

      Смотрите также

      Динамика электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с СДВГ в процессе лечения ноотропами
      До и после курса лечения ноотропными препаратами большинству детей с СДВГ (60 человек) повторно проводилось ЭЭГ-исследование. Анализ ЭЭГ показал, что до лечения у всех детей имелись те или иные из ...

      Онтогенетический аспект изучения психосоматической феноменологии
      В контексте культурно-исторического подхода имеется возможность различения психосоматического феномена и психосоматического симптома (в психоаналитической трактовке эти понятия совпадают). Психосом ...

      Клиническая картина больных со свежими аддукцион-но-инверсионными повреждениями голеностопного сус­тава
      Жалобы и клиническая картина у больных с этими повреждениями голеностопного сустава зависят от вели­чины травмирующей силы и характера анатомо-функциональных нарушений сустава. Первая степень хар ...