Клиническая психология - психология здоровья. Виды и этапы профилактической деятельности клинических психологов
Медицинская теория, материалы / Клиническая психология как специальность – предмет, задачи, сферы приложения / Клиническая психология - психология здоровья. Виды и этапы профилактической деятельности клинических психологов

Двоякий смысл понятия "психология здоровья". 1)Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач). 2)Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

Психическое здоровье - состояние человека, характеризуемое не только отсутствием болезней, но и полным физическим, социальным и духовным благополучием (материалы Всемирной организации здравоохранения, 1946). Психическое здоровье — как условие нормального развития личности.

Болезнь как форма естественной защитной реакции организма на воздействия вредоносных факторов

"Психическое нарушение" = видимое нарушение психических функций, которое по своему клиническому характеру настолько специфично, что его можно идентифицировать путем сопоставления с типичным, и настолько тяжело, что вызывает нарушения способности работать и социальную дезадаптацию.

Первичная диагностика психических расстройств начинается с вопроса о том, насколько высказывания, поведение, весь образ жизни и течение соматического заболевания данного пациента соответствуют критериям понятия “психическое здоровье

”. Критерии понятия “психическое здоровье

”: 1. Осознание и чувство непрерывности и идентичности своего “Я”. 2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. 3. Критичность к себе и своей психической деятельности и ее результатам. 4. Соответствие психических реакций силе и частоте жизненных воздействий и ситуаций. 5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. 6. Способность планировать и реализовывать жизненные планы. 7. Способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

- область психиатрии и клинической психологии, по данным же некоторых авторов — раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику ме­ры по предупреждению психических за­болеваний, их хронизации; способству­ет реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (осо­бенно психогигиены и первичной П.) до­вольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), яв­ляется разная направленность этих двух дисциплин: если «психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья пу­тем организации надлежащей природ­ной и общественной среды, соответству­ющего режима и образа жизни, то П. на­правлена на предупреждение психичес­ких расстройств». Другие авторы счита­ют, что отличие психогигиены и П. — в объекте их исследования и практическо­го применения: психогигиена направле­на на сохранение психического здоро­вья, а П. «охватывает область субкли­нических и клинических нарушений» (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уде­лялось внимание с давних времен. Од­нако начало систематизированной пси­хопрофилактической деятельности в оте­чественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на Первом съезде психиатров поднял вопрос о «социальной этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве слу­чаев являются следствием неблагоприят­ных социальных условий, таких как вой­ны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напит­ками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпиде­миями, алкоголизмом, наркоманией, охра­ну здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирую­щего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г.,1996).

Между психикой человека и соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состо­яния может оказывать влияние на соматическое состо­яние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить годы Великой Отечественной войны). Состояние соматического здоровья также может оказы­вать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использова­на в планировании работ психопрофилактического харак­тера.

Итак, под психической профилактикой

(первич­ной) принято понимать систему мероприятий, направлен­ных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней (гипертониче­ская, язвенная и др.). Все психопрофилактические мероп­риятия должны способствовать повышению выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся правильное воспитание ребенка, борьба с детскими инфек­ционными заболеваниями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, сде­лать психику человека неустойчивой к внешним воздей­ствиям.

Согласно классификации ВОЗ, выде­ляют первичную, вторичную и третич­ную П.

Первичная профилактика

включает мероп­риятия, предупреждающие возникнове­ние нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику небла­гоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на умень­шение патологических проявлений, об­легчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагности­ку. Третичная П. способствует предуп­реждению неблагоприятных социаль­ных последствий заболевания, рециди­вов и дефектов, препятствующих трудо­вой деятельности больного. Роберте (КоЬег1:5 С., 1968) считает, что первич­ная П. складывается из общих меропри­ятий, направленных на повышение уров­ня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уро­вень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реа­билитацию (третичный уровень). Су­ществуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицин­скими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий — врачи, психологи, пе­дагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значи­мы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воз­действиями окружающей среды, вызываю­щими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также оп­ределение факторов риска — групп лиц с повышенной угрозой заболевания или си­туаций, также несущих в себе угрозу вслед­ствие повышенного психического трав­матизма, — и организация психопро­филактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицин­ская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволя­ющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, пра­вильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтичес­кие мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная интервенция), про­филактику профессиональной вреднос­ти, правильную профессиональную ори­ентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследст­венных заболеваний (медико-генетичес­кое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третич­ной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в диффе­ренциации задач и методов П. могут яв­ляться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых прово­дится психопрофилактическая работа:

преимущественно функциональная или органическая природа психической пато­логии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологическо­го или социального фактора. Учет пере­численных моментов требует дифференци­рованной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль опре­делению в каждом из них соотношения и

ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мя-гер В. К., 1985) подчеркивают неспеци­фичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значе­ние для предупреждения любых заболева­ний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное пере­напряжение.

При предупреждении расстройств пси­хической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учи­тывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факто­ры, существующие в самом человеке, обус­ловленные его конституцией и преморбид-ными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду три аспекта: а) лично­стный, б) характер интерперсонального взаимодействия и в) ситуационный — в их взаимосвязи. При разработке психопрофи­лактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении исполь­зоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые сле­дует стимулировать, усиливая сопротивле­ние организма и личности болезни и ком­пенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увели­чение числа практических психиатри­ческих учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные про­филактории , лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатриче­ские отделения в соматических больни­цах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по во­просам семьи и брака, кризисные цент­ры, психологическая служба по телефо­ну, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-пси­хические заболевания, кабинеты пси­хологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Боль­шое значение имеет также совершенст­вование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических рас­стройств.

      Смотрите также

      Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет
      ...

      Использование средств восстановления после напряженной умственной и производственной деятельности
      В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование ра ...

      Нейтропные средства. Анксиолитики
      Под психотропными препаратами подразумевают лекарственные средства, оказывающие специфическое, терапевтическое или профилактическое действие на психических больных. То или иное влияние ...