Иппотерапия как вид физической реабилитации

Роль лошади с момента ее одомашнивания постоянно менялась в зависимости от степени развития общества, производительных сил и технического прогресса.

Вся история человека неизменно связана с лошадью. Она буквально ввезла его на своей спине в цивилизацию. Широкое использование лошадей в боевых колесницах, кавалерии, а позднее в спорте способствовало созданию у многих народов своеобразного культа коня и связанных с этим многочисленных преданий.

Геродот отмечал, что древние персы, высоко почитая коня, приносили в жертву богу Ахурамазде в качестве высшего дара лошадей золотисто-рыжей масти.

Гомер в бессмертной Илиаде, описывая состязания колесниц, отмечает, что наездники называют своих лошадей ласкательными именами [1, 48].

Развитию и совершенствованию коневодства с древнейших времен уделялось большое внимание, и до наших дней дошли известные сочинения Киккули и Ксенофонта по вопросам их выращивания, отбора и тренировки.

Лошади постоянно фигурируют в качестве наиболее ценных подарков в межгосударственных отношениях, и Иван Грозный отмечал, что он «охотник до лошадей, до аргамаков добрых».

Развитие спортивного направления в коневодстве многих стран, особенно в Англии, привело к тому, что коневоды, отбирая лучших скаковых лошадей, начали вести записи об их происхождении и резвости, переросшие в дальнейшем в работу по составлению племенных книг и оценке производителей по качеству потомства. В результате этого в разных странах путем строго направленного отбора были созданы специализированные породы скаковых, беговых, спортивных и тяжеловозных лошадей.

С древнейших времен вплоть до настоящего времени лошадь использовалась во всех отраслях народного хозяйства в качестве основной механической силы и средства передвижения.

Со второй половины 20-го столетия в связи с ростом механизации и электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта количество лошадей во многих странах (в основном в Европе) сократилось, затем наступил процесс стабилизации и сейчас во многих странах, в частности на американском континенте, их количество возрастает.

В развитых зарубежных странах в последнее время наблюдается резкое увеличение поголовья лошадей, особенно спортивного направления, а также в личных хозяйствах. Конный спорт считается привилегированным, королевским, спортом лордов [3, 43].

Так что же приходит в голову при мысли о лошади? Скачки, охота, великосветские прогулки верхом, наконец, крестьянин, везущий на возе хворост из лесу. Навряд ли кто-то подумает о том, что лошадь -- это еще и уникальный живой тренажер. Именно благодаря этой ее способности возник метод лечебной верховой езды, или иппотерапии, который стал одним из эффективных способов реабилитации инвалидов. О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен. Гиппократ (в переводе с древнегреческого его имя означает «повелитель лошадей») утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и положительный психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «черных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Похожие высказывания можно встретить так же в трактатах древнеримского врача Авла Корнеля Целмса, жившего в Й веке н.э. Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести» [1, 27].

Лечебную верховую езду условно делят на иппотерапию

(от греческого hippos - лошадь) - лечение с помощью лошади (занятия под руководством методиста или врача), и реабилитационную верховую езду

(в этом случае человек управляет лошадью самостоятельно под наблюдением и руководством инструктора-методиста). Помимо этого есть спортивная верховая езда для лиц с ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том числе для людей со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для инвалидов [9]. Суть иппотерапии заключается в выполнении пациентом комплекса физических упражнений на шагающей лошади. Качественный и количественный состав этого комплекса определяется возрастом пациента, клинической картиной заболевания и степенью исходного моторного дефицита [5].

Лечебная верховая езда (ЛВЕ), включающая в себя элементы конного спорта для инвалидов, широко известна уже более 40 лет. Основатель иппотерапии во Франции врач и психолог Ю. Лаллери писал: «Терапевтическая верховая езда - это психосоматическая терапия, касающаяся индивидуума в целом, задача которой - привести тех, кто ею пользуется, к двигательной и психологической независимости, позволяя им в пределах возможного самим, в одиночку приспосабливаться к обстоятельствам, обнаруживая при этом, что жить можно с удовольствием, а не только в напряжении и страдании».

Вначале занятия верховой ездой носили спонтанный, частный характер. Группы возникали независимо друг от друга в разных странах Европы и Америки. Они не имели между собой никаких контактов. Например, один французский врач-эпидемиолог, ничего не зная об этом методе реабилитации, начал свой путь к руководству иппотерапевтической ассоциацией с того, что водил своих пациентов в конные походы. И лишь спустя несколько лет он узнал о лечебной верховой езде как одном из методов реабилитации и видов инвалидного спорта [4, 36].

Толчком к распространению лечебной верховой езды в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел.

Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. И тогда физиотерапевту Элизабет Бодикер и пришла в голову на первый взгляд странная идея - начать реабилитацию своей пациентки с помощью все той же верховой езды. В итоге, через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел практически выздоровела и снова стала заниматься конным спортом. В результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки она завоевала серебряную медаль.

Наверное, получая первую после болезни медаль, Лиз Хартел не подозревала, что пробудит такой интерес к использованию верховой езды для инвалидов и людей с нарушениями социальной адаптации. Но медики и околомедицинский персонал Скандинавских стран воспользовались этим опытом [1, 9]. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра ЛВЕ для детей-инвалидов.

В США и странах Европы ЛВЕ практикуется с начала 1960-х гг. Именно тогда в Америке была разработана и осуществлена программа тренировок и соревнований для людей с ограниченными умственными возможностями. Она получила название «Spesial Olimpix», основателем которой была Юнис Кеннеди-Шрайвер. Эта программа предусматривает, в том числе, занятия верховой ездой и для детей, и для взрослых. По ней сейчас работают во многих странах мира [1, 36].

В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии [27].

В настоящее время в 45 странах мира действуют центры лечебной верховой езды - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

Такие центры имеются почти во всех странах Европы. В соседней с нами Польше их более 60, в России - более 150. А в таких странах, как Голландия, Великобритания и Швеция, лечение верховой ездой находится под особым покровительством королевских семейств [9]. В Республике Беларусь функционирует не более 10 центров, 1 из которых в Минском районе (в Колодищах).

Терапевтическое влияние иппотерапии

Терапевтическое влияние иппотерапии происходит:

- через биомеханическое воздействие на больного;

- через психосоциальное воздействие на больного.

Во время верховой езды благодаря движениям лошади практически все мышцы всадника попеременно сокращаются и расслабляются. При медленной езде нагрузка на мышечный аппарат седока сравнима с той, что возникает при ходьбе во время прогулки. Но, передвигаясь самостоятельно, человек сам выбирает и задает ногам (а через них - остальной мускулатуре тела) подходящий темп передвижения. При езде же на лошади необходимо подчиняться ритму движений животного. Кроме того, следует постоянно контролировать общий центр масс тела (ОЦМТ) и соблюдать равновесие, что в свою очередь, заставляет усиленно работать вестибулярный аппарат. Все это обязывает держать ровную спину [1, 43].

Лошадь при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает инструктору физиологично корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:

· нормализация мышечного тонуса;

· развитие координации движений;

· укрепление мышц;

· достижение двигательной симметрии [4].

Эффективность иппотерапии как метода физической реабилитации основывается на физиологическом и психосоциальном воздействии ЛВЕ на организм человека.

      Смотрите также

      Медицина в системе знаний о человеке
      Корень слова "медицина" (индоевропейское - med) означает "середина", "мера". Смысл этих слов связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оце ...

      Профилактика возможных заболеваний при работе за компьютером.
      Профилактика заболеваний позвоночника. Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует как можно эргономичней организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать и ...

      Изучение влияния лечебно-физической культуры на людей пожилого возраста в системе реабилитации
      Организация и проведение исследования Гипотеза, которую мы поставили, звучит следующим образом: если подобрать определенные упражнения, для людей пожилого возраста в системе реабилитации, то эт ...