Иппотерапия как вид физической реабилитации

Роль лошади с момента ее одомашнивания постоянно менялась в зависимости от степени развития общества, производительных сил и технического прогресса.

Вся история человека неизменно связана с лошадью. Она буквально ввезла его на своей спине в цивилизацию. Широкое использование лошадей в боевых колесницах, кавалерии, а позднее в спорте способствовало созданию у многих народов своеобразного культа коня и связанных с этим многочисленных преданий.

Геродот отмечал, что древние персы, высоко почитая коня, приносили в жертву богу Ахурамазде в качестве высшего дара лошадей золотисто-рыжей масти.

Гомер в бессмертной Илиаде, описывая состязания колесниц, отмечает, что наездники называют своих лошадей ласкательными именами [1, 48].

Развитию и совершенствованию коневодства с древнейших времен уделялось большое внимание, и до наших дней дошли известные сочинения Киккули и Ксенофонта по вопросам их выращивания, отбора и тренировки.

Лошади постоянно фигурируют в качестве наиболее ценных подарков в межгосударственных отношениях, и Иван Грозный отмечал, что он «охотник до лошадей, до аргамаков добрых».

Развитие спортивного направления в коневодстве многих стран, особенно в Англии, привело к тому, что коневоды, отбирая лучших скаковых лошадей, начали вести записи об их происхождении и резвости, переросшие в дальнейшем в работу по составлению племенных книг и оценке производителей по качеству потомства. В результате этого в разных странах путем строго направленного отбора были созданы специализированные породы скаковых, беговых, спортивных и тяжеловозных лошадей.

С древнейших времен вплоть до настоящего времени лошадь использовалась во всех отраслях народного хозяйства в качестве основной механической силы и средства передвижения.

Со второй половины 20-го столетия в связи с ростом механизации и электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта количество лошадей во многих странах (в основном в Европе) сократилось, затем наступил процесс стабилизации и сейчас во многих странах, в частности на американском континенте, их количество возрастает.

В развитых зарубежных странах в последнее время наблюдается резкое увеличение поголовья лошадей, особенно спортивного направления, а также в личных хозяйствах. Конный спорт считается привилегированным, королевским, спортом лордов [3, 43].

Так что же приходит в голову при мысли о лошади? Скачки, охота, великосветские прогулки верхом, наконец, крестьянин, везущий на возе хворост из лесу. Навряд ли кто-то подумает о том, что лошадь -- это еще и уникальный живой тренажер. Именно благодаря этой ее способности возник метод лечебной верховой езды, или иппотерапии, который стал одним из эффективных способов реабилитации инвалидов. О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с античных времен. Гиппократ (в переводе с древнегреческого его имя означает «повелитель лошадей») утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и положительный психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «черных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Похожие высказывания можно встретить так же в трактатах древнеримского врача Авла Корнеля Целмса, жившего в Й веке н.э. Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтоб сохранить здоровье и снова его обрести» [1, 27].

Лечебную верховую езду условно делят на иппотерапию

(от греческого hippos - лошадь) - лечение с помощью лошади (занятия под руководством методиста или врача), и реабилитационную верховую езду

(в этом случае человек управляет лошадью самостоятельно под наблюдением и руководством инструктора-методиста). Помимо этого есть спортивная верховая езда для лиц с ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том числе для людей со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для инвалидов [9]. Суть иппотерапии заключается в выполнении пациентом комплекса физических упражнений на шагающей лошади. Качественный и количественный состав этого комплекса определяется возрастом пациента, клинической картиной заболевания и степенью исходного моторного дефицита [5].

Лечебная верховая езда (ЛВЕ), включающая в себя элементы конного спорта для инвалидов, широко известна уже более 40 лет. Основатель иппотерапии во Франции врач и психолог Ю. Лаллери писал: «Терапевтическая верховая езда - это психосоматическая терапия, касающаяся индивидуума в целом, задача которой - привести тех, кто ею пользуется, к двигательной и психологической независимости, позволяя им в пределах возможного самим, в одиночку приспосабливаться к обстоятельствам, обнаруживая при этом, что жить можно с удовольствием, а не только в напряжении и страдании».

Вначале занятия верховой ездой носили спонтанный, частный характер. Группы возникали независимо друг от друга в разных странах Европы и Америки. Они не имели между собой никаких контактов. Например, один французский врач-эпидемиолог, ничего не зная об этом методе реабилитации, начал свой путь к руководству иппотерапевтической ассоциацией с того, что водил своих пациентов в конные походы. И лишь спустя несколько лет он узнал о лечебной верховой езде как одном из методов реабилитации и видов инвалидного спорта [4, 36].

Толчком к распространению лечебной верховой езды в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел.

Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. И тогда физиотерапевту Элизабет Бодикер и пришла в голову на первый взгляд странная идея - начать реабилитацию своей пациентки с помощью все той же верховой езды. В итоге, через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел практически выздоровела и снова стала заниматься конным спортом. В результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки она завоевала серебряную медаль.

Наверное, получая первую после болезни медаль, Лиз Хартел не подозревала, что пробудит такой интерес к использованию верховой езды для инвалидов и людей с нарушениями социальной адаптации. Но медики и околомедицинский персонал Скандинавских стран воспользовались этим опытом [1, 9]. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра ЛВЕ для детей-инвалидов.

В США и странах Европы ЛВЕ практикуется с начала 1960-х гг. Именно тогда в Америке была разработана и осуществлена программа тренировок и соревнований для людей с ограниченными умственными возможностями. Она получила название «Spesial Olimpix», основателем которой была Юнис Кеннеди-Шрайвер. Эта программа предусматривает, в том числе, занятия верховой ездой и для детей, и для взрослых. По ней сейчас работают во многих странах мира [1, 36].

В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. Во Франции занимаются подготовкой специалистов по иппотерапии: открыт факультет иппотерапии в Парижском университете спорта и здоровья. В Тбилиси в Грузинской медицинской академии открыта кафедра ЛФК и райттерапии [27].

В настоящее время в 45 странах мира действуют центры лечебной верховой езды - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

Такие центры имеются почти во всех странах Европы. В соседней с нами Польше их более 60, в России - более 150. А в таких странах, как Голландия, Великобритания и Швеция, лечение верховой ездой находится под особым покровительством королевских семейств [9]. В Республике Беларусь функционирует не более 10 центров, 1 из которых в Минском районе (в Колодищах).

Терапевтическое влияние иппотерапии

Терапевтическое влияние иппотерапии происходит:

- через биомеханическое воздействие на больного;

- через психосоциальное воздействие на больного.

Во время верховой езды благодаря движениям лошади практически все мышцы всадника попеременно сокращаются и расслабляются. При медленной езде нагрузка на мышечный аппарат седока сравнима с той, что возникает при ходьбе во время прогулки. Но, передвигаясь самостоятельно, человек сам выбирает и задает ногам (а через них - остальной мускулатуре тела) подходящий темп передвижения. При езде же на лошади необходимо подчиняться ритму движений животного. Кроме того, следует постоянно контролировать общий центр масс тела (ОЦМТ) и соблюдать равновесие, что в свою очередь, заставляет усиленно работать вестибулярный аппарат. Все это обязывает держать ровную спину [1, 43].

Лошадь при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает инструктору физиологично корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:

· нормализация мышечного тонуса;

· развитие координации движений;

· укрепление мышц;

· достижение двигательной симметрии [4].

Эффективность иппотерапии как метода физической реабилитации основывается на физиологическом и психосоциальном воздействии ЛВЕ на организм человека.

      Смотрите также

      Кодеин
      По химической природе кодеин представляет собой метилморфин, т.е. морфин, в котором вместо гидроксильной группы в 3 положении имеется метокси–группа: ...

      Угрожающие состояния и неотложная помощь
      Внимание! Эта глава не для того, чтобы изучать всю медицину или хотя бы всю неотложную наркологию. Здесь используется очень упрощенное описание схем и приемов, рассчитанное только на оказание ...

      Особенности личности больных
      ...