Собственные исследования и обсуждение результатов

Исследования проводились на базе КОМЛДО (Карагандинского областного многопрофильного лечебно-диагностического отделения), в детском консультативном отделении.

Проведен анализ медицинских заключений детей в возрасте от 3 до 14 лет, страдающих респираторными заболеваниями. Это общее понятие ряда клинически сходных инфекционных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, вызываемых преимущественно вирусами.

В понятие «респираторных заболеваний» входили следующие формы: бронхиты (острый простой бронхит, обструктивный бронхит, рецидивирующий бронхит и хронический), пневмонии, затяжные пневмонии (воспаление легких) и аллергические заболевания (поллиноз – аллергическая реакция на пыльцу растений, которая может проявляться в виде ларингита, астматического бронхита или респираторного аллергоза и бронхиальной астмы). Распределение по возрасту и полу и структуре заболеваний указано в таблицах №1,2.

Таблица №1.

Распространенность респираторных заболеваний по возрасту и полу за период 2001-2002гг.

140 детей в возрасте с 3 до 14 лет

3-7

лет

7-10

лет

10-14

лет

Девочки

5 (3,57 %)

8 (5,7%)

43 (30,71%)

Мальчики

10 (7,15%)

9 (6,42%)

65 (46,43%)

Всего

15

17

108

Таблица №2.

Структура заболеваемости

Всего, человек

3-7

лет

7-10

лет

10-14

лет

1. Острый бронхит

2. Обструктивный бронхит

3. Хронический бронхит

4. Пневмонии

5. Затяжные пневмонии

6. Бронхиальная астма

7. Поллиноз

8. Рецидивирующий бронхит

26

10

5

22

3

24

30

20

5

3

1

1

2

3

3

2

4

1

4

1

2

18

7

3

17

1

20

27

15

Длительность заболевания у всех обследуемых детей составляла более одного года, и все они были осмотрены узкими специалистами, такими как: невропатолог, окулист, ЛОР-врач, детский психиатр (при необходимости).

Данные консультации были вызваны необходимостью того, что кроме жалоб по основному заболеванию все дети жаловались на головные боли, нарушение сна, снижение работоспособности, ухудшение памяти, и, как следствие, снижение успеваемости в школе.

Диагностика отклонений развития основываются на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.

Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии.

Современный уровень развития медицинской генетики, клинической медицины и психологии позволяет не только диагностировать различные формы отклонения развития и оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений.

В настоящее время является бесспорным, что диагностика аномального развития – это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема. Она направлена на определение степени выраженности психической (интеллектуальной, эмоционально-поведенческой, речевой) недостаточности и на качественную оценку структуры дефекта с выделением основного психопатологического синдрома, на установление связи его с другими клиническими проявлениями, возрастом, соматическим и неврологическим состоянием ребенка. Кроме того, диагностика опирается на данные других параклинических и психолого-педагогических методов обследования.

Важное значение для диагностики и прогноза имеет выявление связи между дизонтогенетическими и энцефалопатическими расстройствами, то есть признаками нарушенного развития и повреждения различных мозговых структур.

Наличие энцефалопатических расстройств во всех случаях осложняет и утяжеляет ход аномального развития. Чаще всего энцефалопатические расстройства проявляются в виде стойких и выраженных нарушений умственной работоспособности, памяти, внимания, различных нарушений эмоциональной сферы и поведения, а также в виде эпилептиформных расстройств.

Важное значение в диагностике аномального развития придается методу системного анализа состояния высших психических функций. Этот метод является чрезвычайно полезным в системе комплексного обследования ребенка при сопоставлении нейропсихологических и неврологических нарушений с данными электрофизиологических и других методов обследования. Роль этого метода очевидна только при учете общих принципов эволюции мозга, прежде всего принципа гетерохронности (неравномерности) его развития. Например, установлено, что в дошкольном периоде возможен некоторый регресс в становлении отдельных психических функций.

При постановке диагноза для врача прежде всего важна информация, которую он получает от родителей. Данные, касающиеся характеристики родословной по материнской и отцовской линии, особенностей протекания беременности и родов, послеродового периода, начальных этапов психомоторного развития, имеет большое значение для диагностики заболевания, обуславливающего отставание в развитии. С учетом специфики отдельных заболеваний составляются специальные анкеты-опросники для родителей.

Нами проведен анализ степени нарушений памяти у детей в разные возрастные периоды при респираторных заболеваниях.

    Смотрите также

    Психогенные реакции в детском возрасте (клинический и психологический аспект)
    невроз определяется как психогенное заболевание личности. У детей невроз - это психогенное заболевание формирующейся личности, т. е. такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формиров ...

    Проблемы психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка
    Клинико-психологическая диагностика Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает пр ...

    Влияние на стадии сна
    Влияние снотворных на стадии сна зависит от химического класса препарата. Все снотворные вызывают уменьшение содержания 1 стадии сна, что может свидетельствовать об уменьшении разорванности и ф ...