Исследование непосредственной памяти

Как уже указывалось, одним из критериев, позволяющих судить об эффективности процессов опосредствования, следует выбрать соотношение его результатов с показателями непосредственной памяти. При обсуждении итогов заучивания слов необходимо использовать следующие показатели:

1 – зона, в которой расположена кривая заучивания, ее уровень;

2 – величина отсроченного воспроизведения;

3 – характер кривой – ее форма, наличие или отсутствие тенденции к увеличению количества воспроизводимых слов, присущей здоровы испытуемым;

4 – появление при воспроизведении «лишних» слов;

У больных с нарушениями опосредствованной памяти, описываемыми в данной главе, обнаруживались следующие особенности процесса заучивания:

уровень кривой запоминания был низким (степень его снижения зависела от давности заболевания, степени его прогрэднентности);

количество слов воспроизведенных в отстроченном ответе, было небольшим (М – 6, 6 при норме 9,7);

отчетливая тенденция к увеличению количества воспроизводимых слов наблюдалась лишь у незначительной части больных, у большинства же эта тенденция была выражена слабо;

обнаружилось наличие «лишних» слов.

Остановимся несколько подробнее на последнем феномене. Как известно, ценность методики заучивания слов заключается в том, что ее применение позволяет проследить динамику деятельности запоминания, действенность осуществляющих ее психологических механизмов. У здоровых испытуемых при воспроизведении происходит «редактирование» воспроизводимых ответов, постоянный процесс сличения припоминаемого материала с тем, который подвергался запоминанию. Поэтому важно провести анализ «лишних» слов, свидетельствующих о дефекте в каком-то звене мнестической деятельности, выявить причины их появления. У больных характеризуемой группы отмечались следующие типы «лишних» слов:

1) слова, связанные с предъявленными по значению; при воспроизведении испытуемые называли вместо предъявленного слова или наряду с ним близкое по значению слово-синоним или ассоциативно связанное с ним слово. Например, вместо слова «хлеб» больной называл слово «рожь» или «соль», вместо слова «лев» - «леопард»;

2) слова, созвучные предъявляемым, например, перо – пирог;

3) контаминации – наряду с воспроизведением материала, предлагавшегося им в данном задании, больные привносили и то, что фигурировало в предыдущих заданиях.

Не всегда оказывалось возможным отнести «лишнее» слово к тому или иному типу, насколько оно представляло «сплав» перечисленных вариантов.

Должны обращать на себя внимание и частые для данных больных факты повторения одних и тех же «лишних» слов при каждом воспроизведении.

      Смотрите также

      Классификация неспецифических заболеваний у детей
      В ноябре 1995 г. Проблемной комиссией по детской пульмонологии Министерства здравоохранения РФ принята следующая классификация неспецифических заболеваний органов дыхания у детей : 1. Острые бро ...

      Патопсихологический синдром шизофрении
      При анализе патологии психической деятельности, в частности шизофренической, в качестве такой единой структуры выступает патопсихологический синдром, который представляет собой систему нарушенных пс ...

      Патология сна и лечение сном
      Бессоница (расстройство сна) - описано в главе "Физиология сна". Летаргия (греч. lethe - забвение, + argia - бездействие). Причины возникновения точно не обнаружены, из-за редчайших случае ...