Исследование непосредственной памяти

Как уже указывалось, одним из критериев, позволяющих судить об эффективности процессов опосредствования, следует выбрать соотношение его результатов с показателями непосредственной памяти. При обсуждении итогов заучивания слов необходимо использовать следующие показатели:

1 – зона, в которой расположена кривая заучивания, ее уровень;

2 – величина отсроченного воспроизведения;

3 – характер кривой – ее форма, наличие или отсутствие тенденции к увеличению количества воспроизводимых слов, присущей здоровы испытуемым;

4 – появление при воспроизведении «лишних» слов;

У больных с нарушениями опосредствованной памяти, описываемыми в данной главе, обнаруживались следующие особенности процесса заучивания:

уровень кривой запоминания был низким (степень его снижения зависела от давности заболевания, степени его прогрэднентности);

количество слов воспроизведенных в отстроченном ответе, было небольшим (М – 6, 6 при норме 9,7);

отчетливая тенденция к увеличению количества воспроизводимых слов наблюдалась лишь у незначительной части больных, у большинства же эта тенденция была выражена слабо;

обнаружилось наличие «лишних» слов.

Остановимся несколько подробнее на последнем феномене. Как известно, ценность методики заучивания слов заключается в том, что ее применение позволяет проследить динамику деятельности запоминания, действенность осуществляющих ее психологических механизмов. У здоровых испытуемых при воспроизведении происходит «редактирование» воспроизводимых ответов, постоянный процесс сличения припоминаемого материала с тем, который подвергался запоминанию. Поэтому важно провести анализ «лишних» слов, свидетельствующих о дефекте в каком-то звене мнестической деятельности, выявить причины их появления. У больных характеризуемой группы отмечались следующие типы «лишних» слов:

1) слова, связанные с предъявленными по значению; при воспроизведении испытуемые называли вместо предъявленного слова или наряду с ним близкое по значению слово-синоним или ассоциативно связанное с ним слово. Например, вместо слова «хлеб» больной называл слово «рожь» или «соль», вместо слова «лев» - «леопард»;

2) слова, созвучные предъявляемым, например, перо – пирог;

3) контаминации – наряду с воспроизведением материала, предлагавшегося им в данном задании, больные привносили и то, что фигурировало в предыдущих заданиях.

Не всегда оказывалось возможным отнести «лишнее» слово к тому или иному типу, насколько оно представляло «сплав» перечисленных вариантов.

Должны обращать на себя внимание и частые для данных больных факты повторения одних и тех же «лишних» слов при каждом воспроизведении.

      Смотрите также

      Представление о системном строении дефекта
      Один из параметров психического дизонтогенеза характеризует представления о системном строении деыекта – это взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Как уже указывалось ранее, Л. С. ...

      Характеристика методов патопсихологического экспериментального исследования мышления
      Складывание картинок из отрезков. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня. Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, ...

      Физическое воспитание в ВУЗах
      Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусмат ...