Для решения задач, поставленных в исследовании, во-первых, выяснялась эффективность опосредствованного запоминания в сравнении с результатами непосредственного запоминания и, во-вторых, выявлялись факторы, ответственные за ту или иную картину патологии сложных видов памяти. Для этого использовались следующие методические приемы:

методика заучивания 12 слов – слова предъявлялись испытуемому и производились им 7 раз;

«функциональная методика двойной стимуляции» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), цель которой заключается в том, чтобы вынести наружу, сделать ощутимыми процессы опосредования.

Использовались варианты этого методического приема:

а) методика А.Н. Леонтьева (для запоминания предлагалось 12 слов)

Вследствие того, что третья серия методики А.Н. Леонтьева полностью не раскрывала возможностей взятых для исследования испытуемых, как констатировали наши предварительные опыты, мы воспользовались четвертой серией методики;

б) методика пиктограмм, предложенная А.Р. Лурия

Процесс эксперимента заключался в следующем: испытуемому предлагалось для заучивания 12 слов, затем какой-либо вариант методики опосредствованного запоминания. Воспроизведение того и другого экспериментального материала следовало через 30 минут после окончания исследования по методике опосредствованного запоминания.

При проверке опосредствованного запоминания по методике А.Н. Леонтьева экспериментатор регистрировал предъявленное слово, выбранную испытуемым карточку, объяснение испытуемым своих действий, ответ, при необходимости вспомнить на картинке слово, вопросы экспериментатора и характер его помощи. Правильное воспроизведение отмечалось знаком «плюс», ошибочное – знаком «минус». К правильным ответам относились как воспроизведение испытуемым предъявленного слова, так и произношение его вместе с другим словом, близким по смыслу (например, предъявленное слово – «драка», воспроизведенный ответ – «злоба, драка»). Ошибочные ответы включали в себя неправильно воспроизведенные слова. Протокол исследования по данной методике имел следующий вид:

Заданное слово

Выбранная картинка

Объяснение испытуемого

Воспроизведение

Для полноты психологического анализа психического состояния больных были привлечены другие методики патопсихологического исследования, обычно используемые в экспериментально-психологической работе: классификация объектов, метод исключения, воспроизведение рассказов, определение пословиц, установление отношений, счетные пробы.

Для оценки эмоционально-волевой сферы больных использовались следующие приемы:

1) предваряющая экспериментальное исследование база с больным, помогающая выяснить его жалобы, отношение больного к своему заболеванию, своим возможностям;

2) наблюдение за поведением больного во время эксперимента, его отношением к исследованию, экспериментальным задачам, своим достижениям и ошибкам, оценке экспериментатора;

3) анализ историй болезни.

Первым моментом, на который следует обращать внимание при анализе результатов проверки опосредованной памяти, была ее количественная сторона. Однако результативность опосредствованного запоминания, выраженная в абсолютных величинах, являлась малопоказательной величиной, поэтому в работе сравнивалась эффективность непосредственной и опосредованной памяти – вычислялся коэффициент эффективности опосредствованной памяти по формуле, аналогичной приведенной в вышеупомянутой работе А.Н. Леонтьева:

,

где М1 – показатель опосредствованного запоминания в абсолютных величинах (количество правильно воспроизведенных слов);

Мn – показатель непосредственного запоминания в абсолютных величинах после каждого предъявления материала (количество правильно воспроизведенных слов).

Наиболее ярко разница между больными и здоровыми испытуемыми и между различными группами больных обнаруживалась при прослеживании коэффициентов эффективности непосредственного запоминания в динамике. Это означает, что для каждого испытуемого вычисляется несколько коэффициентов эффективности опосредствованного запоминания – показатель опосредствованного запоминания в абсолютных величинах сопоставляется с показателем непосредственного запоминания после каждого предъявления материала.

С помощью вышеприведенных методов были исследованы больные (78 человек) с диффузными и локальными органическими поражениями мозга.

Первая категория больших с диффузной симптоматикой (55 человек) – состояла из больных эпилепсией (48 человек) и больных с диффузными последствиями черепно-мозговых травм (7 человек). На основании клинической картины заболевания и особенностей психических изменений больные эпилепсией были разделены на две группы: одна из них (36 человек) включала больных с диагнозом «симптоматическая эпилепсия», вызванная воздействием различных экзогенных вредностей (инфекционных, травматических, комплексных); в другую группу (12 человек) входили больные с диагнозом «эпилептическая болезнь».

Вторая категория больных – с локальными поражениями мозга (23 человека) – подразделялась на две группы в зависимости от локализации патологического очага: первая – больные с дисфункцией медиобазальных отделов лобных областей мозга (12 человек), по характеру процесса это были опухоли, аневризмы передней соединительной артерии, локальные последствия черепно-мозговых травм; вторая – больные с поражениями гипофиза и прилегающих к нему областей, носившими опухолевый характер.

    Смотрите также

    Расстройства памяти (клиническая и психологическая феноменология нарушений; нарушения памяти при локальных поражениях мозга)
    Патология памяти. 1) Амнезии значительное снижение или отсутствие памяти. Могут наблюдаться не только при локальных поражениях головного мозга, но и как общемозговые симптомы, сопровождающие прак ...

    Морфофункциональная характеристика изменений антиадгезивных свойств брюшин в зависимости от состояния микроциркуляции
    ...

    Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы
    Один из корифеев отечественной психофизиологии Ю. А. Александров говорит, что в настоящее время пока еще не существует единой, общепризнанной теории эмоций /29/. Однако исследования А. Н. Леонтьева, ...