Формы и факторы нарушений памяти

Особое место занимает проблема участия определенных мозговых структур в организации процессов запоминания и воспроизведения материала. Прежде всего, необходимо выделить существенно отличающиеся друг от друга модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти.

Модально-специфические нарушения памяти связаны с запоминанием материала, адресованного к определенному анализатору, и возникают при очаговых поражениях корковых зон левого полушария мозга. При локализации очага в левой височной области нарушается слухоречевая память. При поражении затылочной области головного мозга, связанной, как известно, с восприятием зрительно предъявляемых стимулов, дефекты памяти проявляются только в зрительной сфере. При поражении левой теменно-затылочной области могут иметь место дефекты памяти, тесно связанные с распадом пространственно анализа и синтеза.

Основной чертой всех этих нарушений является то, что они ограничены одной сенсорной модальностью.

Особое место в компенсации модально-специфических расстройств памяти (в частности, зрительной и пространственной) занимает перевод информации, предъявляемой зрительно или тактильно в речевой план. Скорее всего, восприятие информации, предлагаемой для запоминания, одновременно или в очень близких временных границах протекает по двум каналам: модально-специфическому и вербальному. Видимо, по этой причине исследование парциальных нарушений памяти в условиях активного воспроизведения, предполагающего речевое опосредование, не всегда позволяет выявить дефекты запоминания. Однако если оценивать эффективность запоминания по результатам узнавания, то есть переводить процесс актуализации следов в ту сенсорную модальность, к которой адресовался материал при запоминании, то модально-специфические различия выступают гораздо резче. Это обстоятельство позволило сформулировать гипотезу о возникающей при нарушении нормальной работы корковых зон анализаторов слабости гностического звена в сложном процессе переработки и хранения информации.

В то же время имеются факты, свидетельствующие о некотором снижении зрительной памяти при поражении височных систем левого полушария мозга. По-видимому, это явление обусловлено все той же причиной – материал воспроизводится (и запоминается), если это возможно, с опорой на речь.

Тот факт, что при работе с информацией любой модальности человек активно использует речевую систему кодов, не подлежит сомнению. Именно поэтому модально-специфические нарушения памяти, во-первых, часто могут не проявляться, скрываться за сохранностью речевых систем, а во-вторых, нарушения в речевой сфере могут оказывать отрицательное влияние на другие, специфические формы запоминания.

Модально-специфические (или общие) нарушения памяти проявляются при запоминании текущего материала любой модальности, часто сочетаясь с нарушениями сознания. Имеется огромное количество фактов, позволяющих связать нарушения этого факта с поражением неспецифических структур мозга, входящих в мембическую систему (круг Пейпица). Отмечается, что степень и характер мнестических расстройств могут быть совершенно различными: от грубого, массивного корсаковского синдрома с нарушениями сознания до клинически не проявляющихся стертых дефектов памяти, доступных лишь специальному экспериментальному исследованию.

В этой связи представляется необходимым коснуться вопроса о механизмах патологического забывания. Для объяснения этого явления обычно привлекаются две альтернативные гипотезы. Одна из них, известная как теория «распада следов», видит природу заболевания в том, что следы подлежат угнанию и исчезают со временем или под влиянием побочных воздействий. Патологическое забывание в рамках этой теории объясняется усилением и углублением процесса распада следов.

Вторая гипотеза, исходящая, в частности, из известных фактов, что многие следы хранятся в латентном состоянии и становятся доступными актуализации в специальных условиях, в качестве основной причины забывания выдвигает фактор тормозимости следов интерферирующими воздействиями. В результате интерференции следы как бы уходят ниже порога считывания, и для их актуализации необходимы процессы специального поиска.

Таким образом, теория интерференции смещает звено нарушений из области фиксации следов в область их хранения и актуализации и ставит процессы памяти в зависимость от нейродинамических факторов деятельности мозга.

Использование представлений о тормозимости следов интерферирующими воздействиями позволило создать специальные экспериментальные ситуации для выявления достаточно тонких (или компенсированных) нарушений памяти. Так, например, больному предлагается для запоминания серия из трех слов, после непосредственного воспроизведения которых вводится интерферирующая задача: запомнить еще одну серию из трех слов. Выполнение этой задачи приводит к резкому снижению возможности воспроизведения первой группы слов (Лурия и Климковский, 1969; Киященко 1973).

Говоря о степени выраженности нарушений памяти, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, форму организации материала, предлагаемого для запоминания. Таким материалом могут быть либо элементарные сенсорные стимулы, запоминание которых необходимо для сличения при последовательном предъявлении, либо более сложные стимулы (слова, движения, картинки с изображением предметов ил невербализуемых фигур и так далее), необъединенные по смыслу. Наконец, для запоминания может предлагаться материал, построенный по принципу смысловых систем (фразы, рассказы), где меняются как информационная емкость оперативных единиц памяти, так и внутристимульные отношения запоминаемых единиц, выстраивающихся в некую семантическую структуру. Исследования показали, что нарушения памяти не всегда распространяются на все эти формы организации материала. При массивных мнестических расстройствах одинаково страдает запоминание всех форм материала от элементарных до смысловых. При тонких, преамнестических расстройствах, возникающих при небольших опухолях гипофиза, нарушения памяти проявляются лишь в эксперименте с запоминанием двух конкурирующих рядов элементов, необъединенных по смыслу. Более того, создание возможностей для объединения этих элементов в смысловую структуру приводит к компенсации мнестического дефекта. При этом остается латентным и запоминания элементарных сенсорных стимулов (Киященко, 1973).

Во-вторых, степень выраженности (или глубина) мнестических расстройств определяется тем, какие из факторов (интерференция, слабость следов, нарушения избирательности) присутствуют в синдроме и насколько велико их отрицательное влияние. Оно может быть глобальным при корсаковском синдроме, когда текущие события и запоминаемый материал как бы «стираются» в памяти спустя короткий промежуток времени, или проявляться лишь в некотором снижении результатов воспроизведения.

Соотношение степени выраженности мнестических расстройств с локализацией мозгового поражения приводит к выводу о том, что при локализации очага в пределах одних и тех же структур мозга могут возникать различные по характеру и степени выраженности нарушения памяти.

Изложенные здесь факты о характере нарушений памяти, их связи с локальными поражениями мозга, механизмах, определяющих структуру этих нарушений, относятся лишь к одному уровню протекания мнестических процессов – произвольному запоминанию. В настоящее время, опираясь на огромное количество экспериментальных фактов, можно сказать, что и при поражении неспецифических структур, и при поражении корковых зон левого полушария страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание. Точнее, эффективность запоминания не зависит от произвольности или непроизвольности деятельности запоминания.

Связано это с тем, что такие компоненты деятельности, как мотивация, целеобразование, программа выполнения, остаются при локальных поражениях сохранными. Нарушения памяти здесь связаны не столько с организацией деятельности запоминания, сколько с процессами следообразования в более узком и специальном смысле этого слова.

      Смотрите также

      Проблема объекта клинической психологии. Определение. Взаимосвязь социальной адаптации человека и его здоровья
      Практическая ориентация клинической психологии. Клиническая психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, метод ...

      Курабельна ли негативная симптоматика?
      Общеизвестно, что негативную симптоматику у больных шизофренией ранее было принято рассматривать как инкурабельную. Более того, классические нейролептики в зависимости от уровня применяемой доз ...

      Лабораторные работы диагностики - анализ мочи и крови
      Цель занятия: Овладение студентами методикой общего клинического анализа крови и клинической оценкой полученных данных. Порядок исследования: Морфологическое иссле ...