Многочисленные образы воспринятых нами предметов и явлений, а также связанные с ними мысли, чувства и действия не исчезают бесследно. Они сохраняются в нашем сознании и воспроизводятся в определенных условиях жизни и деятельности. Мы можем вспомнить события даже далекого детства, воспроизвести содержание давно прочитанной книги, вспомнить людей, с которыми беседовали когда-то, восстановить последовательность разговора, а также чувства, которые возникли при этом.

Свойство живой материи, благодаря которому живые организмы, воспринимая воздействия извне, способны закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию называется памятью

.

В наиболее привычном смысле понятие «память» определяет одну из важнейших функций центральной нервной системы (ЦНС), на основе которой организм может использовать свой прошлый опыт для построения поведения в настоящем. Память присуща всем организмам, однако степень ее выраженности зависит от уровня эволюционного развития.

Важную роль в реализации функции памяти играет прогрессивная дифференциация структур головного мозга, его межнейрональных и синоптических связей, при этом увеличение числа нервных клеток расширяет возможности индивидуальной памяти. Формирование различных синапсов значительно усиливает пластические возможности мозга и объем индивидуальной памяти, так как синапс является основным субстратом хранения памяти.

Процесс обучения (индивидуальный опыт) оказывает прямое влияние на структурную организацию мозга.

Получены данные о том, что у животных, содержащихся в сложной окружающей обстановке, образуется большое число синапсов, происходит увеличение толщины постсинаптической мембраны нейрона в некоторых слоях коры больших полушарий, протяженности пре- и постсинаптической зон, увеличения диаметра синоптической бляшки и другие изменения.

В зависимости от времени удержания информации выделяют кратковременную и долговременную память. Каждая из них реализуется на основании различных механизмов, обладает различной емкостью и хранит особую форму информации.

Кратковременная память имеет малую емкость и обеспечивает хранение информации в пределах 30-60 секунд, то есть на время, достаточное для опознания и соответствующей интерпретации сигналов. Повторением удается несколько увеличить длительность сохранения информации, но ее емкость при этом не меняется. Эта форма памяти характеризуется повышенной чувствительностью к внешним помехам.

Долговременная память обеспечивает хранение информации практически на протяжении всей жизни.

Дифференциация процессов кратковременной и долговременной памяти выявляется при анализе влияния процессов старения на функцию памяти. С возрастом постепенно утрачивается способность запоминать и хранить именно новый опыт. Симптоматика возрастных нарушений памяти проявляется также с повышенной угасаемости краткосрочных памятных следов побочными интерферирующими воздействиями.

      Смотрите также

      Иппотерапия как вид физической реабилитации
      Роль лошади с момента ее одомашнивания постоянно менялась в зависимости от степени развития общества, производительных сил и технического прогресса. Вся история человека неизменно связана с лоша ...

      Спортивные соревнования и подготовка спортсмена
      Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоро ...

      Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях
      Разрушения, большое количество пострадавших, осушествление в полном объеме эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях приводит к скоплению больших масс населения в загородных зонах. В м ...